Проектирование, монтаж и обслуживание пожарно-охранной сигнализации, разработка пожарной декларации


Главная  >  Новости

15 апреля 2010 г.

Заседание Коллегии под руководством Министра Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу


На заседании Коллегии, которая прошла МЧС России, обсуждались вопросы технического регулировании в области пожарной безопасности в Российской Федерации и совершенствования деятельности учебных центров федеральной противопожарной службы.

По первому вопросу Директор департамента надзорной деятельности Юрий Дешевых отметил, что поскольку с момента вступления в силу Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» практически истек год, можно подвести некоторые итоги реализации положений этого документа.

Работа, проведенная подразделениями МЧС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Российской Федерации, позволила более эффективно проводить государственную политику в области обеспечения пожарной безопасности.

В первую очередь принятие Технического регламента явилось важнейшим звеном в работе по снятию избыточных административных и технических барьеров.

Более 150 тысяч требований пожарной безопасности, содержащиеся в 2 000 документах обязательного исполнения, трансформированы в один Федеральный закон, содержащий 1,5 тысячи требований, и чуть более 200 национальных стандартов и сводов правил добровольного применения. Таким образом, количество нормативных документов сокращено почти в 10 раз.

С принятием Технического регламента Российская законодательная и нормативная правовая база приведена в соответствие с его положениями.

Если говорить языком цифр, то в настоящее время в развитие этого документа внесены изменения в три федеральных закона - «О пожарной безопасности», Уголовный и Административный кодексы.

Кроме того, подготовлены и введены в действие семь правительственных нормативных правовых актов.

Изданы и прошли государственную регистрацию в Минюсте России ряд приказов МЧС России.

«На сегодняшний день мы уже имеем первые результаты применения этого основополагающего законодательного акта в области пожарной безопасности», - отметил Юрий Дешевых.

Техническим регламентом введен ряд новаций. В частности - это требование по размещению пожарных депо в зависимости от времени прибытия первых подразделений к месту пожара.

Реализуя данную норму, построено свыше 300 объектов пожарной охраны. Таким образом, количество прикрытых населенных пунктов возросло до 70%.

Законодательное оформление требований пожарной безопасности об оборудовании автоматическими установками противопожарной защиты объектов различного назначения резко увеличили темпы этой работы на объектах экономики и социальной сферы.

Так количество учреждений социальной защиты, здравоохранения и образования с круглосуточным пребыванием людей с отсутствием или неисправностью систем автоматической пожарной сигнализации сократилось на 72% (с 1557 до 436), систем оповещения людей при пожаре - на 64% (с 1161 до 418), с неудовлетворительным состоянием путей эвакуации - на 58% (с 1793 до 753). Почти в 3 раза (с 926 до 2685) увеличилось количество учреждений, в которых сигнал о срабатывании пожарной сигнализации выведен на пульт подразделения пожарной охраны.

В подтверждение этих цифр есть ряд противоположных примеров, когда успешная работа средств противопожарной защиты предотвратила гибель десятка и сотен человек. Например:

22 февраля 2010 г. в детском доме №2 г. Владивостока в автоматическом режиме сработала пожарная сигнализация. Эвакуация людей из здания началась до прибытия подразделений пожарной охраны, всего эвакуировано 96 воспитанников и 7 человек обслуживающего персонала. К сожалению, здание огнем уничтожено полностью.

4 марта 2010 г. произошел пожар в здании детской музыкальной школы, в п. Батагай Республики Саха (Якутия). Система противопожарной защиты выполнила свои функции. В результате этого из здания эвакуировано 28 человек. Персонал учебного заведения при пожаре действовал согласно инструкции – приступил к тушению пожара первичными средствами. Пострадавших и погибших нет.

30 марта 2010 г. поступило сообщение о пожаре в специальной коррекционной школе-интернат в г. Вязники Владимирской области.

В результате эффективной работы систем обнаружения и оповещения людей и действий обслуживающего персонала удалось избежать тяжелых последствий. Эвакуировано 159 человек, из них 113 детей.

В целом, за прошлый год спасено более 1,5 тысяч человек.

На сохранение человеческих жизней при пожаре влияет не только техническое оснащение здания системами противопожарной защиты, но и знание руководителя объекта и его персонала о мероприятиях, которые должны выполняться для обеспечения безопасности людей.

Это важнейшее положение. Сегодня декларации подали около 200 тысяч собственников (это более 40 % от общего числа объектов защиты). Таким образом, 200 тысяч лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности, владеют информацией о противопожарном состоянии объекта и о мерах, которые необходимо дополнительно принять.

Однако, в обществе складывалось неоднозначное отношение к этой форме подтверждения соответствия. «Ее задача - ознакомить руководителя организации или собственника с существующими требованиями пожарной безопасности, применительно к его объекту и осознано их выполнять», подчеркнул директор Департамента надзорной деятельности МЧС России.

К 1 мая 2010 года показатель подачи деклараций должен составлять 100 %. Со стороны Департамента надзорной деятельности установлен постоянный контроль за ходом данного процесса.

Высокие темпы регистрации деклараций наблюдаются в Южном, Дальневосточном и Центральном региональных центрах. Показатели достигают 60 %.

Разъяснительная работа по вопросам применения Технического регламента и проблемам декларирования велась в течение всего прошлого года. В федеральных округах совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей проведены межрегиональные конференции в целях разъяснения требований Технического регламента. Во всех субъектах Российской Федерации состоялись аналогичные конференции и совещания с представителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, бизнес-сообществ, других региональных структур и руководителями предприятий. Откорректированы учебные программы образовательных учреждений МЧС России.

Всего обучено около миллиона должностных лиц различных предприятий и организаций.

Применение Технического регламента позволило выявить необходимость дальнейшей корректировки правового поля, определяющего порядок осуществления надзорной деятельности.

Сегодня законодательство, защищающее юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора, определяет взаимоотношения между этими субъектами права.

Что касается вопросов контроля за обеспечением пожарной безопасности, то существующая схема не в полном объеме позволяет произвести оценку противопожарного состояния объекта.

Примером может служить 63-этажная башня «Федерация» Московского международного делового центра «Москва - Сити». На первых ее этажах размещаются восемь различных организаций, владеющих на законных основаниях частью площадей. Следующие этажи занимают офисы Внешторгбанка, а на последних этажах располагаются апартаменты, предназначенные для проживания людей.

Следуя букве закона, инспекторы государственного пожарного надзора раз в три года должны проверять исключительно собственника, а не объект. Получается, что проверив первые этажи, инспектор не имеет право проверить вышележащие и наоборот. Учитывая, что элементы системы обеспечения противопожарной защиты данного здания общие для всех этажей, и они охватывают весь объект, то их нарушение в любой точке влияет на противопожарное состояние в целом. Скоординировать в рамках действующего законодательства единовременную проверку всех помещений такого здания не возможно.

В настоящее время МЧС России готовит соответствующие предложения по корректировке законодательства.

Более четкие и конкретные формулировки требований пожарной безопасности, изложенные в Техническом регламенте, позволяют результативно использовать предоставленные пожарному надзору полномочия по пресечению нарушений.

По итогам прошлого года количество поддержанных судами предлагаемых решений о временной приостановке эксплуатации объектов составило 62,1% от общего их числа. Напомню, что совсем недавно этот показатель равнялся всего 37,3%.

К сожалению, в работе по подготовке Технического регламента не удалось избежать недочетов. В настоящее время первоочередными задачами технического регулирования в области пожарной безопасности является в первую очередь - сопровождение процесса согласования законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

На сегодняшний день он прошел установленную законодательством процедуру публичного обсуждения.

Подготовленную по результатам публичного обсуждения, а также с учетом предложений созданной в МЧС России рабочей группы редакцию законопроекта планируется рассмотреть во 2-ом квартале этого года на заседании комиссии по ликвидации излишних административных ограничений, затрагивающих интересы малого и среднего предпринимательства.

Технический регламент в новой редакции в целом должен более широко и универсально предъявить требования пожарной безопасности к объектам защиты. Поэтому все жесткие, фиксированные параметры, установленные Федеральным законом, будут вынесены в своды правил добровольного применения, что позволит обеспечить более гибкий подход к противопожарному нормированию и в полной мере достигнуть соответствия принципам технического регулирования.

Изменения затронут требования к противопожарным расстояниям и расходам воды на противопожарные нужды. Более четко будет очерчена сфера применения регламента к объектам защиты при проведении на них реконструкции, капитального ремонта и перевооружения. Кардинально переработаны положения, касающиеся противодымной защиты. Уточнен круг лиц, подающих в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности.

Вводится требование для объектов социальной защиты, детских учреждений с круглосуточным пребыванием людей об обязательном дублировании сигнала о срабатывании пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия персонала объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

Таким образом, полностью исключено из регламента 37 требований, при этом 15 уточняющих положений введено вновь, по 38-ми требованиям предложена новая редакция.

Второе - это корректировка сводов правил и разработка дополнительных нормативных документов по пожарной безопасности, чьи требования ориентированы на объект.

В настоящее время имеются проекты шести сводов правил для зданий образовательных учреждений, стационарных учреждений социального обслуживания, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, автомобильных заправочных станций и сливоналивных эстакад. Проекты проходят согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Третье. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 марта 2010 г. № 300-р внесены изменения в Программу разработки технических регламентов, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2004 г. № 1421-р. Это сделано с целью формирования Единого экономического пространства Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан. Данной программой предусмотрена разработка технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Однако, мы уже имеем такой документ, который прошел практическую апробацию на территории Российской Федерации. Поэтому предлагается провести работу, по заключению международных соглашений между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан о признании Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в качестве международного документа, регламентирующего вопросы пожарной безопасности.

Также на заседании коллегии обсуждался вопрос совершенствования деятельности и развития учебных центров федеральной противопожарной службы.

Система подготовки кадров МЧС России включает в себя 24 образовательных учреждения дополнительного профессионального образования учебных центров ФПС.

Учебные центры ежегодно готовят для МЧС России 29 000 специалистов при потребности в 41 000 человек.

Кроме того, для других видов пожарной охраны готовится еще 21 000 человек.

В целях повышения уровня учебных центров ФПС до современных образовательных учреждений дополнительного образования, способных обеспечить качественное обучение всех категорий личного состава МЧС России в соответствии с потребностью, предлагается:

  1. Создать современную материально-техническую базу.
  2. Изменить подходы к подбору, назначению и подготовке командно-преподавательского состава с учетом образования и опыта практической работы.
  3. Внедрить в учебный процесс современные образовательные и информационные технологии, обучающие программы, тренажерные комплексы подготовки специалистов.
  4. Обеспечить практическую направленность учебного процесса.

В целях реализации указанных мер предложено:

  1. До 1 июля сего года завершить разработку совместно с научно-исследовательскими и образовательными учреждениями МЧС России Программу развития учебных центров ФПС до 2013 года и приступить к ее практической реализации.
  2. Определить в каждом региональном центре МЧС России базовый учебный центр, в котором дополнительно развернуть подготовку должностных лиц и специалистов ГО территориальных органов МЧС России и РСЧС, инспекторов ГИМС и специалистов финансового, правового, тылового, кадрового и других видов обеспечения деятельности МЧС России.
  3. Оптимизировать штатную структуру учебных центров ФПС с учетом потребности в подготовке кадров для региональных центров МЧС России и их полной загруженности.
  4. Пересмотреть порядок финансирования проживания обучаемых в общежитиях учебных центров, а также финансирования расходов, направляемых в учебные центры ФПС по статьям боевой подготовки и вопросы организации в них внебюджетной деятельности.
  5. Привести нормы материально-технического обеспечения учебных центров в соответствие с современными требованиями.
  6. Разработать и утвердить новую программу подготовки по профессии «пожарный-спасатель» и организовать с 2011 года подготовку специалистов.
  7. Рекомендовать рассмотреть на коллегиях территориальных органов МЧС России вопрос подготовки кадров, состояния дел в учебных центрах и региональные программы их развития.
  8. Оптимизировать структуру управления учебными центрами ФПС.

Реализация предлагаемых мер позволит создать сеть учебных центров ФПС, отвечающих современным требованиям и организовать подготовку кадров МЧС России по программам дополнительного профессионального образования.



НОВОСТИ

15.04.2010
Заседание Коллегии под руководством Министра Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу

06.04.2010
Статистика пожаров по Вологодской области за I квартал 2010 года

24.03.2010
К завершению близится кампания декларирования пожарной безопасности

03.03.2010
Продолжается активная работа над законопроектами по обязательному противопожарному страхованию и добровольной пожарной охране

17.02.2010
МЧС России поможет руководителям объектов образования, здравоохранения, соцзащиты и культуры оформить декларацию пожарной безопасности

04.02.2010
Более 116 000 нарушений требований пожарной безопасности выявлено в ходе проверок в ночных клубах, дискотеках и ресторанах в России

ООО "Норд-Вест и К", 160029, Вологодская область, г. Вологда, ул. Пугачева, 20а, тел. (8172) 27-39-18, e-mail:

rss
Карта